Алупкинский дворцово - парковый заповедник
В центре Алупки, среди зелени старинного парка возвышается величественный дворец, уникальный памятник архитектуры. Дворец строился как летняя резиденция видного государственного деятеля и полководца России, генерал-губернатора Новороссийского края М. С. Воронцова (1782-1856).
Виртуальное путешествие
Экскурсии, на которых можно познакомиться с данным объектом: | |
---|---|
История
Незаурядный деятель кроме организаторских способностей, в полной мере проявившихся во время военной и государственной службы, имел и предпринимательскую хватку. Воронцов один из первых понял, что земля южно-крымского побережья представляет собой огромную ценность, и в спешке принялся расширять здесь свои владения. Один за другим переходили к семье Воронцовых участки в Алупке, Массандре, на мысе Мартьян, в Ай-Даниле, Гурзуфе, Ак-Мече-ти, Коккозах, на Яйле – всего около двух тысяч десятин крымской земли.
Для обустройства этих владений и, главным образом усадьбы в Алупке, по всей империи и за рубежом начинается поиск архитекторов, садовников и мастеров всех строительных специальностей.
Воронцов ощущал, что грядет новая эпоха, и поспешил стать первым в стране, кто отобразит ее в архитектуре. Английский архитектор Эдуард Блор (1789-1879) оказался именно тем человеком, который сумел это желание удовлетворить. Всего за один год он разработал проект романтического дворца и приступил к его воплощению.
Строительство длилось с 1830 по 1846 гг. Подсчитав сумму, потраченную на дворец и парк, граф Воронцов – самый богатый человек России тех времен - принял решение больше не заниматься подсчетами. Сумма составила 6 миллионов рублей золотом. Тем не менее, строительство архитектурно-ландшафтного комплекса было доведено до конца.
Объединив в себе два абсолютно разных исторических стиля – мавританский и английскую готику, дворец поражает современного зрителя ярким своеобразием архитектурных форм. Прелесть дворца не только в оригинальном художественно-выразительном образе, но и в том, насколько искусно в его планировке использован рельеф местности. Кажется, дворец вырастает из окружающей его природы. Целостность архитектурно-ландшафтного комплекса была довершена непревзойденным дворцовым парком, с его искусственными водопадами и экзотическими растениями. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцового ансамбля.
До Октябрьской революции дворец принадлежал трем поколениям семьи Воронцовых, но после прихода Советской власти был национализирован. В середине 1921 года Воронцовский дворец открывается как музей. Во время Великой Отечественной оккупанты вывезли много художественных ценностей, из них 537 произведений живописи и графики, и лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец.
Во время Ялтинской конференции «большой тройки» дворец служил резиденцией У. Черчилля, а затем полвека был секретным спецобъектом — госдачей №3. Основная работа конференции проходила в Ливадии, но предварительное обсуждение вопросов, выносимых на повестку дня, велось на совещаниях министров иностранных дел поочередно в местах расположения каждой делегации. Дважды (8 и 10 февраля) эти совещания собирались в Парадной столовой Алупкинского дворца. Именно здесь 8 февраля 1945 г. было окончательно определено число стран – участниц учредительной конференции Организации Объединенных Наций, время и место ее созыва. В 1956 г. по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей.
Территория дворца и прилегающего к нему парка часто используется при съемках фильмов («Три мушкетера», «Небесные ласточки», «Женитьба Фигаро»).
Архитектура воронцовского дворца
Генерал-губернатор Воронцов был невероятно тщеславным человеком, поэтому пожелал строить свою крымскую резиденцию с использованием новых архитектурных принципов, пренебрегши популярной тогда среди аристократов классикой. Дворец представляет собой поразительную гармонию восточного и множества западных стилей. Осматривая северный фасад от корпуса к корпусу, можно получить наглядное представление о том, как развивалась средневековая архитектура, начиная от ранних форм и кончая XVI в. Упор при этом сделан на английский вариант зодчества.
При въезде на территорию усадьбы с западной стороны дворец предстает в виде феодального замка – крепости VIII – XI вв. Круглые монументальные сторожевые башни, глухие стены, узкий, суровый средневековый проезд и высокие зубчатые стены грубой кладки дополняют ощущение неприступности.
Чем дальше от арки западного въезда, тем больше наслаиваются признаки архитектуры последующих эпох. В парадном дворике неожиданно появляется поток света и свежего воздуха. Открывается изумительной красоты пейзаж с вершиной Ай-Петри вдали, полностью вписанный талантливым архитектором в художественный образ дворца.
Широко раскрытыми глазами-окнами смотрит на парк восточная сторона дворца. Она более всего иллюстрирует стиль Тюдор, типичный для Англии XVI в.
Большая поверхность застеклённого пространства в здании, устремлённые ввысь купола, башенные зубцы зрительно облегчают массивную кладку стен и грубоватую фактуру камня (диабаз). Добываемый из местных естественных россыпей, твёрдый по своей природе диабаз имеет зеленовато-серую окраску под стать цвету гор и вечнозелёной растительности. Даже фундаментом дворцу частично послужили диабазовые скалы. Однако, чтобы дворец органично "вписался" в окружающий ландшафт, мастерам пришлось приложить максимум усилий: неверный удар молотка по очень капризному в обработке диабазу – и вся работа напрасна. Из огромных бесформенных глыб умельцам пришлось высекать ровные блоки, и даже сложные украшения.
Незаурядный талант позволил архитектору выявить в восточной и западной архитектуре общие элементы и удачно применить их в переходах разных архитектурных форм, например, между готическими дымовыми трубами и минаретами мечети. Южный фасад главного корпуса открыт со стороны моря, поэтому всегда освещён солнцем и имеет нарядный и праздничный вид, изменчивые и причудливые очертания.
Основное декоративное украшение дворца – оформленный с восточной пышностью в виде подковообразной арки портал южного входа. У богемы в те годы было модно увлекаться романтическими историями, поэтому необычные решения, причудливая орнаментальная вязь, замысловатые надписи и великолепная резьба незамедлительно воспроизводились и в архитектуре. Подражая роскошным дворцам арабских халифов, южный фасад здания имеет великолепную резьбу по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса, завершающуюся шестикратно повторённой по фризу арабской надписью: "И нет победителя кроме аллаха".
Дворцовый комплекс состоит из нескольких корпусов, составляющих единый архитектурный ансамбль, – центрального, столового, гостевого, библиотечного и хозяйственного. Гостевой корпус впоследствии получил название Шуваловского, так как в правой его части располагались покои дочери Воронцова Софьи Михайловны, в замужестве графини Шуваловой. На центральной лестнице, ведущей к главному входу, установлены скульптурные фигуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани.
Экспозиция и интерьер
Коллекции дворца начали формироваться при первых владельцах дворца – Воронцовых. В первые революционные годы после национализации дворца оставшееся имущество было дополнено художественными произведениями из других южнобережных дворцов.
В настоящее время собрание музея составляет свыше 11 тыс. экспонатов. Наибольшую ценность представляют живописные произведения русских художников XIX в. и западноевропейских мастеров XVI-XIX вв., собрание русской гравюры XVIII в., графические листы, выполненные английскими граверами в редкой технике – черной манере, гарнитуры мебели, изготовленные английскими мастерами, изделия из фарфора отечественного производства, часы, канделябры, декоративные вазы известного французского бронзовщика Томира и русских фирм. В частично сохранившейся мемориальной библиотеке насчитывается около 6 тыс. книг, рукописных нот, архитектурных чертежей и географических карт. Наибольший интерес представляет политическая литература периода Великой французской революции 1789 г. – издания французских писателей Дидро, Вольтера, собрание речей, произнесенных в английском парламенте, русские издания конца XVIII – начала XIX вв.
Музей в настоящее время занимает центральный, столовый, библиотечный и гостевой корпуса. Основная экспозиция создана в парадных залах первого этажа центрального и столового корпусов, сохранивших свое декоративное оформление. В экспозицию входит 8 парадных комнат, соответствующих характеру архитектурного памятника и дающих представление о дворцовых интерьерах 30-40-х гг. XIX в.
Наиболее оригинальны по отделке светлая и праздничная «голубая гостиная», где стены и потолок сплошь покрывает затейливый лепной узор из листьев и цветов; торжественная столовая со сложным декором из резного дуба; уютный китайский кабинет, стены которого украшены богатейшей резьбой по дереву и рисовой соломкой, вышитой шелком и бисером. В соответствии с декоративным оформлением и назначением комнат интерьеры дополнены произведениями живописи и скульптуры, художественной мебелью, изделиями из фарфора, бронзы, малахита, хрусталя и другими предметами прикладного искусства.
В убранство парадного кабинета, вестибюля и гостиной входит большое количество живописных портретов. В кабинете это романтические образы, ярко характеризующие эпоху войны 1812 г. (М. И. Кутузов, М. С. Воронцов), в вестибюле – торжественные парадные портреты. Наибольшую ценность представляет "Портрет Екатерины II", исполненный выдающимся русским художником Ф. С. Рокотовым, – один из вариантов коронационного портрета.
Небольшая ситцевая комната украшена пейзажами кисти замечательных русских мастеров И. К. Айвазовского, С. Ф. Щедрина, Н.
Г. Чернецова. Неотъемлемой частью декоративного оформления парадной столовой являются живописные панно французского художника Гюбера Робера.
В бывшей бильярдной, используемой как картинная галерея, выделяются натюрморты фламандского художника Питера Сиейерса, портреты Франсуа Поурбуса - старшего, Гендрика де Влита, Каспара Нетшера, пейзаж венецианца Барнардо Белотто. Гордостью собрания музея является небольшая картина «Политик» крупнейшего представителя английского реализма Уильяма Хогарта – единственное живописное полотно этого художника на территории бывшего СССР.
Зимний сад украшают беломраморные скульптуры – копии с античных образцов и оригинальные работы французских, итальянских, английских мастеров.
Парк
Алупкинский парк, окружающий Воронцовский дворец, по праву считается красивейшим парком Южного берега Крыма. Его протяженность с востока на запад – полкилометра и столько же с севера на юг; площадь – 40 га. По стилистическим признакам он делится на регулярную часть и пейзажную. Регулярная – это прямые дорожки, геометрической формы куртины, прилегающая ко дворцу подстриженная зелень и южные террасы, на которых высажено много роз и других низкорослых кустарников. Присущие этой части парка парадность и торжественность выгодно оттеняют дворец.
сю остальную периферийную территорию занимает пейзажный сад из живописно скомпонованных групп различных естественных растений. Воздух здесь наполнен смолистым запахом сосны и ароматом парковых растений, что в сочетании с легким морским бризом является немаловажным лечебным фактором.
Одна из достопримечательностей Алупкинского парка – «Хаос» - нагромождение серо-зеленых каменных глыб диабаза высотой с четырехэтажный дом. Это геологические образования, созданные самой природой. Человек только использовал их при устройстве парка. Если смотреть на Хаос со стороны Алупки, то он напоминает средневековый готический замок. Эти искусственные живописные руины органично вписываются в каменистый береговой ландшафт, что, в сочетании с постоянным присутствием удивительной картинки горы Ай-Петри, создает ощущение целостности и законченности художественного образа архитектурно-паркового ансамбля.
Пруды, каскады, ручейки придают Алупкинскому парку особую прелесть. По зеркальной глади пруда скользят великолепные белые лебеди. Из воды выступает скала, из которой бьет фонтан. Озеро окружают тенистые ясени и болотные кипарисы. Невдалеке от Лебединого озера, как называют этот пруд, растет редкое дерево – араукария чилийская. Ветви ее вместо листьев покрыты острыми иглами. Ни одна птица не садится на это дерево. Следует заметить, что Алупкинский парк – это богатейшая коллекция редких растений. В нем собрано свыше 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира: сакура японская, кедр ливанский, сосна итальянская и мн. др.