Ханский дворец в Бахчисарае
Образец крымскотатарской дворцовой архитектуры.
Виртуальное путешествие
Экскурсии и туры, на которых можно познакомиться с данным объектом:
|
Ханский дворец в Бахчисарае — бывшая резиденция крымских ханов - является памятником истории и культуры общемирового значения, единственным в мире образцом крымскотатарской дворцовой архитектуры. Дворец входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. Экскурсия в Ханский дворец включает в себя также посещение музея истории и культуры крымских татар, художественного музея и расположенной в помещениях дворцового комплекса выставки холодного и огнестрельного оружия.
Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVI—XVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. «Бахчисарай» переводится с крымскотатарского языка как «дворец-сад». Внутри дворца много двориков с деревьями и цветами, легких изящных беседок, красивых фонтанов. Сооружения дворцового комплекса лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками.
Экскурсия по Ханскому дворцу начинается с северных ворот—это один из четырёх входов во дворец (в настоящее время сохранилось только два). К дворцовым воротам ведёт мост через реку. Ворота изготовлены из дерева, обиты кованым железом, на них размещено изображение двух переплетённых змей.
Центром ханской резиденции является дворцовая площадь. На площадь выходят: свитский корпус, большая ханская мечеть, ханское кладбище, конюшни, южные ворота, соколиная башня, жилые покои, ворота в посольский дворик. К югу от дворцовой площади расположены хорошо просматривающиеся с площади садовые террасы. В настоящее время площадь вымощена камнем и засажена деревьями. Во времена Крымского ханства площадь была засыпана песком. На ней собиралось войско перед военным походом, происходила встреча послов и гостей.
Самое красивое здание дворцового комплекса - Большая ханская мечеть Хан-Джами. Это одна из крупнейших мечетей Крыма и первое из зданий ханского дворца.
Зал Совета и Суда (Диван) был официальным местом, где обсуждались и решались государственные дела. Диван — совет старейшин, без согласия которых хан не мог решать никаких важных дел.
Портал Алевиза — древнейшая датированная часть дворца. Портал служил парадным входом во дворец, через который послы попадали из Посольского дворика в Фонтанный дворик. В Фонтанном дворике находится воспетый Пушкиным «Фонтан слёз». Фонтан, созданный в честь любимой жены Крымского хана Герая Диляры, отравленной, по легенде. соперницей, должен был символизировать скорбь хана. Здесь же, возле входа в малую Ханскую мечеть, расположен Золотой фонтан. Он изготовлен из мрамора и назван «золотым» из-за того, что покрыт позолоченным резным орнаментом, символизирующим райский сад.
Из Фонтанного дворика посетитель дворца может пройти во внутренний сад. В глубине сада, скрытый главным корпусом дворца, стоит флигель. Это - гаремный корпус — все, что осталось от обширного некогда ханского гарема. Здание гарема расположено в глубине парка, на некотором расстоянии от главного дворцового корпуса. Южным торцом гаремный корпус был соединен переходом с Соколиной башней - Тоган-Кулеси. Архитектура Соколиной башни проста и лаконична. В нижней части башни держали соколов для ханской охоты, из-за чего она и получила свое название.
Лучший и наиболее оригинальный интерьер Бахчисарайского Ханского дворца - гостиная хана. Она же - Фруктовая беседка или Золотой кабинет. Двадцать четыре разноцветных окна двумя ярусами заливают с трех сторон небольшую комнату золотисто-малиновым светом. Четвертая стена глухая, здесь шкафы для посуды, камин и дверь. У стен под окнами - обитые бархатом диваны.
Летняя беседка была построена во дворике для отдыха. В центре беседки расположен квадратный бассейн с резным фонтаном из белого мрамора. Вдоль стен стоят диваны. Сначала беседка была открытой и одноэтажной. Колонны были увиты плющом. В 1821—1831 годах между её колоннами сделали дощатые перекрытия и застеклили витражами.
Экскурсия по Бахчисарайскому дворцу знакомит туристов с образцом дворцовой архитектуры времен крымского ханства, дает представление о культуре, традициях и быте крымских татар и погружает в атмосферу далекого и полного тайн и загадок прошлого.