Пещерные города в Бахчисарайском районе
Города-крепости V–VI вв.
Виртуальное путешествие
«Пещерные» города и монастыри – самые впечатляющие исторические памятники Бахчисарайского района. Свое название они получили потому, что до нашего времени сохранились в основном помещения, вырубленные в скалах, а наземные постройки (дома, церкви, оборонительные и хозяйственные сооружения) разрушились. Эти города-крепости (своеобразный аналог средневековых европейских замков) возводились местными жителями в период V–VI вв., когда существовала угроза нашествий кочевников. Они служили для защиты и укрытия населения от набегов. Укрепленные монастыри в горах основывали иконопочитатели, бежавшие от преследований из Византии.
КАЧИ-КАЛЬОН
О происхождении названия Качи-Кальон достоверных данных нет. Часто название переводят как «крестовый корабль», связывая его с формой скалы, напоминающей корабль. Еще одна версия – «каньон реки Качи», от названия местности, в которой находится монастырь.
На правом берегу реки у села Предущельное находится стоянка древнего человека эпохи позднего палеолита – Качинский навес. Недалеко от него у родника – стоянка эпохи поздней бронзы – Таш Аир (Отдельный камень). Здесь до сих пор сохранились наскальные рисунки Кеми-обинской культуры
Чуть дальше – пещерный монастырь Качи-Кальон. Территория монастыря хранитсамые ранние следы пребывания человека датируются IV веком.
Древнее поселение появилось на перекрестке торговых дорог, служа приютом для путников и торговцев. Пещеры Качи-Кальона вырублены в обрывистых стенах известнякового массива. Скальные вырубки городища расположены в пяти естественных гротах и вокруг них. Здесь до сих пор остались винодавильни (тарапаны) того времени, их насчитывается около 120-ти. Наличие столь большого количества винодельческих атрибутов само за себя красноречиво говорит об основном занятии его жителей.
Главная святыня городища Качи-Кальон – скальная церковь св. Софии, она была возведена в VIII-IX веках. С годами монастырь, основанный выходцами из Византии, разрастался, расстраивался. Появилось несколько церквей и часовен. Храм существовал вплоть до 1778 г.Источник в гроте стал местом паломничества, его считали целебным. Сейчас это скорее «купель», поскольку вода здесь не питьевая.
Отправляясь на экскурсию по «пещерному городу» Качи-Кальон, можно посетить также мужской монашеский скит святой Анастасии-Узорешительницы. В скиту живет и работает несколько послушников, службы проводит священник Успенского монастыря.
ТЕПЕ-КЕРМЕН
Название Тепе-Кермен имеет тюркское происхождение: в переводе с крымскотатарского оно означает «холм-крепость», «крепость на вершине». В конце VI в. на вершине горы была возведена небольшая крепость, которая до X – XI вв. использовалась, в основном, как малонаселенное убежище для жителей окрестных долин.
Особенностью Тепе-Кермен является наибольшая, по сравнению с другими пещерными городами, концентрация пещер. На площади около 1 га их насчитывается более 250. Во время экскурсии по Тепе-Кермену можно увидеть не только отдельные пещеры, расположенные в несколько ярусов, но и целые комплексы от двух до четырёх помещений. На западной стороне большая часть пещер составляет оборонительный комплекс. Вырубленные в них отверстия предназначались для стрельбы из лука и сбрасывания камней.
В XI – XII вв. здесь начала зарождаться городская жизнь – появилась плотная застройка (жилые усадьбы чередуются с христианскими храмами, и, возможно монастырями) и поселение постепенно превратилось в один из провинциально-византийских городских центров. До сих пор остается неясным вопрос, как на Тепе-Кермене решалась проблема водоснабжения. Предполагают, что жители могли запасать дождевую воду, собирая ее в специальные скальные вырубки.
В конце XIII – середине XIV вв. городище подверглось разорительному опустошению, после которого жизнь здесь угасла. Обычно это событие связывают с походом золотоордынского темника Ногая на Крым в 1299 г., либо с тем, что на гореиссякли источники.После гибели города его территория продолжала использоваться людьми. Впоследствии здесь поселились христианские монахи отшельники.
ЧУФУТ-КАЛЕ
На север от Тепе-Кермена находится самый посещаемый пещерный город Крыма – Чуфут-Кале.
Отправиться на экскурсию по «пещерному городу» Чуфут-Кале можно из Бахчисарая, через село Староселье, по балке с замечательными скалами – природными «сфинксами». Город процветал с VI по XIX в. В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах.
В западной самой древней его части сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки. Хорошо сохранились также две Кенассы (караимских храма) и жилая караимская усадьба, состоящая из двух домов. Кенассы сейчас реставрируются караимской общиной, а в жилой усадьбе расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов. В восточной части этого пещерного города находилось множество жилых домов, а также не сохранившийся, к сожалению, до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты. В ходе экскурсии по Чуфут-Кале можно осмотреть также древнее караимское кладбище.
От села Староселье на юг отходит балка Марьям-Дере (Святая Мария). В VIII-IX вв. здесь был основан православный Свято-Успенский монастырь. Считается, что крымские ханы, хотя и были мусульманами, приносили ему богатые дары.
Между монастырем и городскими воротами Чуфут-Кале недавно появился отдельный экскурсионный объект – подземный осадный колодец с сотнями метров подземных ходов – Тик-Кую. Раскопки и сенсационные находки (среди которых клад золотых и серебряных римских монет) продолжаются здесь каждый летний сезон!
БАКЛА
Приблизительно во второй половине III века на вершине Баклы было основано укрепленное поселение. Его стены защищали наиболее уязвимый южный пологий склон. В конце III – начале IV веков укрепление составляло единое целое с остальным поселком, с южной стороны которого размещались хозяйственные постройки винодельного комплекса. В VI в. на месте винодельного комплекса построили защищенный рвом замок. А примыкающее к замку селение не было защищено стенами, это – характерная для феодальных комплексов средневековья черта.
На экскурсии по «пещерному городу» Баклы можно увидеть следы тесно стоящих двухэтажных домов и узеньких улиц, небольшого храма IX в., встроенного в комплекс жилых помещений, высеченные в скалах могилы, зерновые ямы, остатки виноградных давилен, кладок стен, руины крепостной стены и башни, желоба для сбора воды, ступени, пещерную церковь, около 100 искусственных пещер, вырубленных в известняках и располагающихся в два яруса. Пещеры имелихозяйственное и оборонительное назначения, население же жило в наземных постройках, которые, увы, не сохранились.
На западной окраине Баклы сохранились остатки большой церкви и четырехугольных склепов, высеченных в скале. Скорее всего, здесь был монастырь. В скалах вырублены полукруглые кельи с низкими коридорами, в стенах которых выдолблены ниши для светильников и лампад. Тут же находится грот с настенными рисунками, изображающими фигуры святых мучеников, кресты, силуэты храма, кораблей и рыб. Над этим церковным комплексом в выступе скалы находится небольшая пещерная церковь.
Недалеко от церкви, вниз по течению реки Куба в 1970 году был открыт некрополь V–IX веков. В результате раскопок исследовано свыше 800 погребальных сооружений, в основном склепов, в которых совершались захоронения с IV по XI век н. э. В Бахчисарайском музее представлены предметы из этих захоронений: византийские поясная пряжка и браслет, две фибулы(скреплявшиеся на груди цепочкой), кольца, кресты, посуда из керамики и стекла.
МАНГУП
Безусловно, самый значительный средневековый город-крепость в Бахчисарайском районе Крыма – Мангуп-Кале. Этот город был столицей княжества Феодоро, затем турецкой крепостью. Здешние князья владели морским портом и вывозили через него в Европу вино, яблоки, пшеницу из самых плодородных долин Крыма. Христианская культура развивалась здесь еще со времен Апостола Андрея Первозванного. Плотность населения в Предгорье значительно превышала нынешнюю, а уровень культуры соперничал с европейским.
В «пещерных городах» люди жили в обычных домах, но для военных целей, а также для складов, тюрем и т. п. использовали естественные карстовые полости, выравнивая и углубляя их. Самая лучшая смотровая «башня» находится над пещерой, которая так и называется – Барабан-Коба. Три «окна» контролируют три долины. Эти «окна» и дали название скальному выступу – Тешкли-Бурун (Дырявый мыс).
На экскурсии по Мангупу можно увидеть так называемую Акустическую пещеру, делающую любой звук необыкновенно мощным и звучным по тембру. На западе располагается мощная стена с надвратной башней. Под ее защитой возведена была и церковь в форме изящной базилики, а неподалеку находится глубокий колодец.
Не менее интересное место на Мангупе – монастырь в южном обрыве. Когда умер самый известный и влиятельный Мангупский князь Алексей, он оставил деньги для того, чтобы два монаха всегда молились за него трижды в день. Могила князя была в полу церкви. Жили монахи рядом, в пещере.
При раскопках в городе постоянно находятся предметы – свидетели былых времен: сережки, монетки, браслеты, осколки посуды, наконечники стрел (в том числе бронебойные, из особой стали, пробивающей кольчуги). Каждое лето на Мангупе работает археологическая экспедиция.
ЭСКИ-КЕРМЕН
Неподалеку от Мангуп-Кале находится средневековый пещерный город Эски-Кермен. Его название в переводе с крымскотатарского означает «старая крепость». Эски-Кермен входит в комплекс Бахчисарайского историко-культурного заповедника и является одним из наиболее посещаемых пещерных городов Крыма.
Это один из самых старых пещерных городов Крыма, основан в конце VI века н. э. как византийское укрепление и просуществовал до конца XIV века. Сам Эски-Кермен представляет собой гору – плоскую сверху и со всех сторон окруженную обрывами. Помимо обрывов, город защищали фортификационные стены, грамотно воздвигнутые в тех местах, где враг мог забраться наверх. На случай осады в крепости существовал свой осадный колодец.
Наибольшего расцвета крепость достигла в XII и XIII веках. В то время плато было застроено прямоугольными кварталами, по широким улицам которых могла проехать повозка. Экскурсия в Эски-Кермен знакомит с древними фортификационными реликвиями, а также уникальными храмами. Наиболее значимый среди них – пещерный Храм Трех Всадников. В высеченном в обрушившейся скале храме чудом сохранились фрески с изображениями трех воинов с нимбами над головой. Время столетие за столетиями хранило для нас эту чудо-икону, чудо-картину. Пострадала она уже в современную пору от рук безрассудных варваров.
Интересны также другие храмы пещерного комплекса: храм Судилище, часовня св. Николая, храм Успения Богородицы. В последнем, как и в храме Трех Всадников, сохранились фрески XIII века. На простенках изображена сцена Благовещения, в нише жертвенника – Богоматерь, на потолке две большие композиции – Крещение и рождество Христово.
В городе сохранились оборонительные стены, пещерные казематы и укрепления, вырубленные в скалистых мысах пещеры с амбразурами и бойницами. Здесь же когда-то находились и хозяйственные помещения – зернохранилища, винодавильни.
Наиболее интересный объект города – руины некогда огромной базилики. В ходе экскурсии по Эски-Кермен можно также увидеть знаменитый Осадный Колодец. Это уникальное сооружение имеет 96 ступеней и 6 маршей. В колодце хранилось самое необходимое для жизни города в период осады – большой запас воды.
На противоположной Эски-Кермену скале высятся изящная башня и ворота – остатки средневекового замка Кыз-Куле (Девичья Башня). С этим объектом связана удивительная история о тайнах замка. Заслуживает внимания и Северный оборонительный комплекс – отдельная скала, до которой легко добраться по вырубленным внутри скалы ступеням.